Петр Поляков: «Аутсорсеры более универсальны, чем штатные бухгалтеры»

Бухгалтер на аутсорсинге стоит дешевле штатной единицы, кроме того, он способен предложить варианты оптимизации налогов и пути сокращения затрат, убежден руководитель направления 1С: БухОбслуживание.

 

Петр, в чем преимущества бухгалтерского аутсорсинга перед классическим вариантом, когда в штате работает специалист на постоянной основе?

– Наверное, основное преимущество все-таки цена: как правило, передача бухгалтерского учета на аутсорсинг позволяет снизить затраты компании на этот вид деятельности в 2-3 раза. Все прочие преимущества напрямую зависят от компании-аутсорсера, здесь все индивидуально.

 

Всем ли компаниям одинаково выгодно обращаться к аутсорсерам? Кому подойдет такой формат работы?

– Конечно, размер выгоды от аутсорсинга для разных предприятий различен. Ведь каждая компания индивидуальна, везде есть свои тонкости, подводные камни и, наконец, видение руководителем того, как должна развиваться компания, какую роль играет бухгалтерский учет. Выгода будет отличаться: кому-то это позволит снизить затраты, кто-то сможет повысить качество ведения учета и получить весомый инструмент для планирования и контроля.

Но как формат работы аутсорсинг подойдет абсолютно всем компаниям. До того как возглавить направление «1С:БухОбслуживание» я продолжительное время работал аудитором. Однажды нас пригласили на проверку в одну ТНК (транснациональная компания), занимающуюся добычей и переработкой нефти, где я был немного удивлен – весь учет там ведет компания-аутсорсер. Конечно, этот аутсорсер входит в холдинг, но, по сути, является отдельным юридическим лицом, которое, находясь в одном городе, обслуживает сотню компаний, разбросанных по всей стране. А ведь там не только добыча и нефтепереработка, но и еще очень много компаний, которые занимаются производством, предоставлением автотранспортных услуг, питанием, торговлей.

В Соединенных Штатах и Европе уже очень давно бухгалтерский учет  большей части предприятий ведут специализированные компании.

 

Какие услуги оказывает бухгалтер-аутсорсер обычно? Что входит в сферу его ответственности?

– Ведение бухгалтерского, налогового учета, составление и сдача отчетности, расчет заработной платы, кадровый учет, консультирование по вопросам оптимизации налогообложения, участие и сопровождение выездных и камеральных налоговых проверок. В целом аутсорсер может делать все то же, что и бухгалтер на предприятии, за исключением совсем уж специфических вещей.

Порой на бухгалтера перекладывается много обязанностей, которые изначально эффективно могут исполнять другие сотрудники. Например, составление отгрузочных документов – это прерогатива менеджера по продажам, за накладные на внутреннее перемещение материалов отвечает кладовщик, табелирование ведет бригадир, посещение налоговых органов, статистики и других учреждений – обязанность курьера. Очень часто на предприятии бухгалтер занимается всем, чем угодно, но не бухгалтерским учетом, а платят-то ему за бухгалтерский учет.

 

Как бизнесмену нужно действовать в случае ошибки специалиста-аутсорсера?

– Все индивидуально и зависит в первую очередь от того, что закреплено в договоре.

В отличие от штатного сотрудника, который за свои ошибки практически никак не отвечает (в лучшем случае ему грозит увольнение), ответственность аутсорсера закреплена в договоре, и именно там прописано, в каком объеме, как и за что он отвечает.

Как правило, в случае обнаружения ошибки необходимо о ней уведомить аутсорсера, чтобы принять меры для ее скорейшего исправления. Возможно, потребуется сдать уточненные декларации или просто исправить какие-то бухгалтерские записи. Если ошибка привела к каким-либо материальным последствиям, например, был начислен штраф, либо заблокирован счет, в этом случае заказчик должен подготовить письмо с просьбой компенсировать понесенные расходы.

 

По вашим оценкам, на рынке Новосибирска сейчас спрос на бухгалтеров-аутсорсеров превышает предложение?

– Трудно сказать. В Новосибирске около 700 организаций, которые занимаются оказанием бухгалтерских услуг, количество «приходящих» бухгалтеров я даже примерно прикинуть не могу. Здесь рыночные механизмы работают, как нигде, и сейчас спрос равен предложению. Есть только одно «но»: рынку в Новосибирске есть куда расти, вот только растет он очень медленно, поскольку предприниматели очень неохотно передают ведение бухгалтерского учета на сторону. Это связано в первую очередь с непрозрачностью учета, применением серых схем, во вторую – с недоверием к такой схеме взаимодействия. Хотя, как я уже говорил, бухгалтер-физик при большей стоимости несет куда меньше ответственности, и аутсорсер, как правило, более компетентен, он способен предложить способ оптимизации налогов и пути сокращения затрат.

 

Как дальше, по вашему мнению, будет развиваться бухгалтерский аутсорсинг?

– В краткосрочной перспективе будет наблюдаться рост числа аутсорсинговых компаний, но уже сейчас начал проявляться тренд к укрупнению аутсорсинговых компаний, которые со временем начнут вытеснять с рынка или поглощать мелких игроков, не способных конкурировать по цене и качеству с крупными компаниями.



Читать полностью