Кто виноват и что делать: бухгалтерия на «Авось» или куда «кривая» выведет...

540_k44kxaOp60E.jpg

Сегодня для многих предпринимателей вопрос прозрачности и качества ведения бухгалтерии в собственной компании зачастую остается туманным. Бухгалтерский учет может стать слабым звеном в работе предприятия без малейшего злого умысла со стороны руководства. О средствах предотвращения и причинах появления «кривой» бухгалтерии и других «страшных историях» о бухучете — в сегодняшней публикации.

Молчание ягнят

Отсутствие системной и, что не менее важно, эффективной коммуникации между бухгалтером и предпринимателем или командой проекта может стать главной причиной возникновения значительных прорех во внешней и внутренней отчетности. Употребляя термин «кривая» бухгалтерия мы рассматриваем именно эти случаи, когда без злого умысла со стороны руководства компании в финансовой отчетности что-то «пошло не так»… впоследствии, что-то «пойдет не так» в работе всей компании.

Ситуации, когда бухгалтер делает что-то одно, а остальная команда – другое, встречаются часто и, к сожалению, у сотрудников отсутствует понимание взаимосвязей и влияния ежедневной работы бухгалтерии на результат работы команды/компании в целом. Проектные команды, как правило, руководствуются принципом «мы сделаем – они посчитают», второй вариант — «бухгалтерия это скучная бумажная волокита и найти с ними общий язык невозможно». Такая история одинаково типична как для больших предприятий, где бухгалтерией занимается целый отдел, так и для маленьких фирм. Обычно в первом случае бухгалтерия все время занята и ее «нельзя беспокоить», во втором – бухучет ведет сам директор.

Взаимодействие всей команды сотрудников стоит поддерживать постоянно, чтобы избежать эффекта «Terra incognita» для финансового отдела. Существует масса способов активизировать этот процесс: от банального совещания до модных встреч в рамках внедрения agile-методологий. Такие мероприятия способны изменить деловую культуру всей компании, сплотить коллектив, который впоследствии станет работать в разы эффективней. Однако в российской практике приглашать на такие мероприятия бухгалтеров не принято и у такого стереотипа есть две основные причины.

Во-первых, многие руководители склонны считать бухгалтерский учет «отчетом о прошлом», то есть тем, что не имеет отношения к стратегическим планам. Частично это действительно так. Однако толковый бухгалтер способен трезво оценить реализацию планов с финансовой точки зрения, выработать более эффективные финансовые стратегии на будущее и дать грамотный и своевременный совет с учетом реалий современного налогообложения и возможных рисков. При правильно налаженной коммуникации бухгалтер может стать первым советчиком руководителя и пренебрегать этим ресурсом, как минимум недальновидно.

Во-вторых, бухгалтерский и финансовый аудит принято считать областью слишком специфической, а аудиторов и бухгалтеров – практически инопланетянами, которые говорят на собственном непонятном простым смертным языке. К тому же, исторически так сложилось, что аудиторская или налоговая проверка всегда связана со стрессом.

Именно специфичность «языка бухгалтерии» мешают бухгалтеру и предпринимателю общаться эффективно: понимать друг друга, вовремя находить проблемы и их решения, реально оценивать потенциальные риски, руководствоваться и придерживаться в своей работе одних и тех же приоритетов и задач.

История развития услуг бухгалтерского и финансового аудита в России также оказала влияние на сложившиеся клише. Даже сегодня многие бухгалтерские компании и отдельные специалисты не смогли еще избавиться от излишнего консерватизма, атмосферы строгости и официальности.

Быть проще, изъясняться понятно, доступно – вторая составляющая эффективного взаимодействия. Сфера бухучета продолжает оставаться непростой. Помимо специфичности «языка», ее усложняет постоянная корректировка норм и законов. Однако, любая фирма – это, прежде всего, люди. И каким бы ни был размер компании и сфера бизнеса, к которой она относится, там работают обычные люди, которые хотят к себе человеческого отношения. Для бухгалтера крайне важно говорить с клиентом или руководителем на одном языке: объяснять, из чего сложились те или иные цифры, почему тот или иной документ выглядит так или иначе, какие шаги стоит предпринять в том или ином случае и т.д.

Один из способов избежать «трудностей бухгалтерского перевода» и быть уверенным за финансовое благополучие предприятия — обратиться в современную аутсорсинговую компанию, способную предоставить своим заказчикам эффективный коммуникационный сервис и грамотное бухгалтерское сопровождение бизнеса.


ROSA’ consulting group рекомендует: с законом не импровизируй — планируй и оптимизируй!

Задать вопросы нашим специалистам можно телефону 8-800-250-80-88 или электронной почте info@rosacg.ru