Инновация должна приносить доход ее разработчику!

Какова роль консалтера в защите и монетизации интеллектуальной собственности?

Изобретатель предлагает идею, которая «порвет» рынок. Завод запускает ее в производство. Покупатели демонстрирует массовый спрос. Наука зарабатывает на дивидендах от продаж и готова предлагать все новые и новые идеи. Экономика стремительно растет. Насколько распространены такие идеальные ситуации, и где в этом процессе работа для консалтинга?

К вопросам монетизации интеллектуальной собственности существует множество подходов. И выбрать наиболее эффективный подход самостоятельно – задача непростая. Реализация же любого подхода требует знаний юридических, финансовых, маркетинговых. Риски и доход от использования любого из возможных решений необходимо прогнозировать заранее, чтобы сделать оптимальный выбор.

Один из подходов, который разработчики рассматривают в первую очередь – регистрация патентов на технические решения, экспериментальные или промышленные образцы и дальнейшая продажа прав на использование интеллектуальной собственности. Этот подход скрывает в себе массу подводных камней – и для одиночного разработчика, и для коллективов. Ведь защищать интеллектуальную собственность придется и внутри России, и на локальных рынках других стран. А для этого необходимо ответственное отношение к своим разработкам, понимание их потенциальной ценности и достаточная известность в научной среде авторства конкретного разработчика или группы разработчиков по отношению к этому решению или образцу.

Другой подход – ответ на государственный заказ, ожидания потребителей или потребности крупных производств в более эффективном решении различных задач. Здесь мы говорим и о защите интеллектуальной собственности, и о расчете экономической эффективности от внедрения, и об элементах маркетинга, касающихся продвижения изобретения. В рамках этого подхода разработчику инновации тоже приходится решать массу вопросов:

  • Стоит ли создавать свое предприятие или лучше вступить в партнерство с существующими производственными гигантами?

  • Перспективно ли в каждом отдельном случае заниматься прикладными разработками?

  • Следует ли сосредоточиться на фундаментальных исследованиях, писать статьи и рассчитывать на гранты?

На эти вопросы проще отвечать, когда есть возможность посоветоваться со специалистами, у которых за плечами опыт десятков проектов и успешная помощь множеству клиентов.

  • Как устранить разрыв между научной идеей и производством?

  • Как выстроить технологию, найти потребителя, комплектующие, организовать производство, продажи?

Миссию решать такие задачи взяла на себя группа компаний ROSA’ consulting group.

На IV Международном форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ» (июль 2016г.) в рамках круглого стола специалисты ROSA’ consulting group доказали ученым и промышленникам: они знают, как придать научным разработкам коммерческую привлекательность. В рамках презентации консалтинговых возможностей предложили понятную технологию коммерциализации интеллектуальной собственности.

Более того, специалисты ROSA’ consulting group выразили готовность заниматься и другими вопросами, непрофильными для ученых и практиков. Первые справедливо считают, что их задача – новые научные разработки. Вторые не готовы брать в производство «чистую теорию» без четкого понимания эффективности её использования, без описания технологии, материалов, наличия квалифицированного коллектива, способного осуществить новые внедрения.

Разомкнуть «замкнутый круг», в котором нашим разработчикам сегодня проще продать свои ноу-хау китайцам или непреднамеренно подарить идею любому иностранному «исследователю», озвучив ее на научной конференции, могут специалисты группы компаний ROSA’ consulting group. Они рассчитывают стать помощником для ученых и промышленников, взяв на себя решения задач доведения научного решения непосредственно до производства.

Каким образом?

.jpg

Руководитель группы компаний ROSA’ consulting group Татьяна Глазунова констатирует: «Мы имеем множество вариантов решений в поиске и отработке реальных сценариев трансфера инноваций, которые доказали свою эффективность, например, в процессе сотрудничества с российскими производителями при внедрении ряда научных разработок в производство. Один из наших московских партнеров специально приезжал на форум «Технопром 2016» для того чтобы найти специалистов, готовых решать производственные задачи и решения, способные повысить эффективность производства.

Инноваторам также важна практическая поддержка в поиске инвесторов и партнеров, в бизнес-аналитике и планировании, в профессиональном консультировании по тому же патентному делу, например. Повторяю: у нас работает команда практиков, которые при погружении в конкретный проект за период от трех месяцев до года выдают результаты, приближающие разработчика к внедрению его ноу-хау и получению соответствующего вознаграждения за свой труд».

Что именно предлагает ROSA’ consulting group инноваторам?

На вопрос ответила Елена Шель, финансовый директор ROSA’ consulting group:

_.jpg

«Нашу работу можно условно разделить на четыре этапа.

Первый: экспертиза инновационного продукта, предварительная оценка экономической эффективности от его внедрения. Иногда целесообразно не столько оценивать имеющиеся продукты, сколько совместно с потенциальными заказчиками и потребителями, инжиниринговыми и финансовыми службами, формулировать задачу на создание нового продукта (на основе конкретных задач и научно-прикладного потенциала лабораторий).

Второй (при необходимости): координация участников создания продукта (заказчиков, потребителей, разработчиков – учёных и инженеров, финансистов) на всех стадиях, включая НИР и ОКР, создание образцов, испытания, сертификацию, организацию опытного и серийного производства.

Третий: разработка бизнес-модели с описанием бизнес-процессов, уточненная оценка экономического эффекта, регистрация прав.

Заключительный этап: маркетинговое и юридическое оформление проекта в соответствии с условиями потенциального инвестора. Авторский надзор за внедрением предложенных процессов и решений, контроль результатов внедрения на основе разработанной бизнес-модели».

Резюмирует вышесказанное Татьяна Глазунова: «Мы отвечаем за конфиденциальность и безопасность бизнеса наших клиентов, гарантируем исполнение своих обязательств и помогаем внедрять новые решения и в финансово-юридической сфере, и в части оптимизации технологических, производственных процессов. Безусловно, для начала сотрудничества надо встречаться и обсуждать задачи и пожелания. К переговорам мы всегда открыты, новым обращениям рады. Так что, как говорится, добро пожаловать!»